1
 

Обитель на берегу Москвы-реки

Троице-Сергиева Лавра, которую вот уже на протяжении многих веков не только хорошо знают, но и почитают во всем православном мире, совсем недолго была одинокой. Как брошенные в землю добрые зерна дают богатый урожай, так и дела духовные быстро прорастают благодатными плодами. Вот и вслед за Лаврой стараниями чад преподобного Сергия Радонежского, будто грибы после дождя, стали подниматься на Руси монастыри. И один из них – Богородице-Рождественский Бобренев общежительный мужской монастырь, к сожалению, ныне мало известный, расположился на берегу Москвы-реки, аккурат напротив города Коломны. Он был основан через год после победы над Мамаем в 1381 году великим князем Дмитрием Донским по данному им обету и по благословению великого молитвенника за землю Русскую – преподобного Сергия Радонежского, 700-летний юбилей которого мы празднуем в этом году.

Об этой древней обители мы беседуем с ее игуменом Петром (Дмитриевым). Монастырь этот невелик. Изначально на его территории находилось всего два храма, да и рассчитан он был на небольшое число братии. Главный собор освящен в честь Рождества Богородицы, а другой храм был назван в честь Входа Господня в Иерусалим, но по причине своей ветхости в середине XIX века был разобран, и на его месте благотворитель обители Давид Иванович Хлудов построил хороший теплый храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая весьма почиталась в этих местах. Причиной строительства нового храма стала одноименная чудотворная икона Божией Матери, которая была перенесена в обитель после Отечественной войны 1812 года уездным казначеем Алисовым.
– До этого образ находился в часовне при въезде в Коломну. Война с Наполеоном, ставшая причиной бед и страданий для жителей Коломны и ее окрестностей, заставила их искать помощи свыше и молиться за победу и спасение своих отцов, мужей, братьев, детей. Многие православные коломчане шли к чудотворному образу Феодоровской Богоматери и получали от него благодатную помощь. Сейчас мы собираем в государственных и региональных архивах материалы по истории монастыря. Надеемся, что найденные документы откроют нам причину перенесения чудотворной иконы в обитель, – говорит настоятель.
На сей день в архивах удалось найти более 120 дел по истории Бобренева монастыря, которые открыли нам ранее неизвестные страницы из жизни монашеской общины. Стали известны точные даты закрытия монастырских храмов в 1930-е гг., также был найден протокол изъятия монастырских ценностей местными советскими властями в 1922 году. Считается, что именно в это время бесследно исчезла чудотворная Феодоровская икона. Старожилы рассказывают, что, пытаясь защитить образ от поругания, трагически погиб насельник обители. В советское время в монастыре располагалось общежитие, потом школа, затем здания перешли в ведение совхоза «Сергиевский». К концу 1980-х гг. монастырский комплекс находился в аварийном состоянии.

После празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году власти согласились передать Церкви несколько храмов. Совершая поездку по епархии, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил тогда и Бобренев монастырь. Владыка митрополит вспоминает: «Казалось, что он навсегда утрачен: рухнули своды, выветрился кирпич в стенах…» Находившийся рядом его помощник с горечью сказал: «Владыка, поедемте отсюда! Мы никогда это не восстановим!» Тем не менее, митрополит Ювеналий решился на оформление монастыря, будучи уверен в том, что Господь не оставит порушенной святыни. После сложной процедуры передачи через Совет по делам религий при Совете министров СССР 25 декабря 1990 года договор о передаче монастырского комплекса Московской епархии был подписан. Финансирование работ по восстановлению монастыря взял на себя староста Всехсвятского храма на Соколе Борис Сергеевич Кудинкин. Первым настоятелем, возглавившим новообретенную обитель, стал игумен Игнатий (Крекшин). Он и его преемник игумен Игнатий (Жидков) много потрудились для возрождения обители.
Первая братия поселилась в бывшем настоятельском корпусе – единственном пригодном тогда для жизни здании. Здесь же соорудили домовый храм,
в котором и стали совершать богослужения. Сюда же стали приходить и прихожане. Постепенно Бобренев монастырь стал местом духовного просвещения жителей Коломны. И это несмотря на то, что расположен он в отдалении от города и людям приходится добираться несколько километров пешком.

– Сегодня я вошел в труд своих предшественников, – продолжает свой рассказ игумен Петр. – В обители еще много предстоит сделать. В соборе Рождества Богородицы нет ни штукатурки, ни полов. На стенах – огромные вертикальные трещины от самого верха до основания. Прежде чем начать работы, необходимо провести экспертизу, привлечь специалистов-реставраторов. Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, где сейчас совершаются богослужения, также нуждается в научной реставрации.
Если суммировать все средства, которые необходимы Бобреневу монастырю только для реконструкции храмов, то, по самым скромным подсчетам, получается, что нужны десятки и десятки миллионов. Есть на территории обители здания, которые до сих пор лежат в руинах или находятся в аварийном состоянии.

Но несмотря на трудности, мы видим, что Богородица не оставляет своей обители. В то время, когда помощи было ждать неоткуда, Царица Небесная вновь явила здесь Свою чудотворную икону. Было это в 1999 году. В монастырь пришла одна женщина и принесла Феодоровскую икону, очень простую, без оклада, напечатанную, можно сказать, на бумаге. Она рассказала историю о том, как во сне ей явилась Пресвятая Богородица и повелела принести Феодоровскую икону в Бобренев монастырь. Сон повторился ей дважды. Удивительно, что эта женщина никогда и не слыхала про Бобренев монастырь, да и Феодоровский образ Богородицы представляла плохо. Испугавшись, она начала искать икону и монастырь… и нашла. Тогда никто из принявших этот подарок не придал значения самой истории – мол, мало ли что кому приснится, передали икону и передали, – а поэтому и имя той женщины осталось неизвестным. Только после того, как образ был помещен в храме, к настоятелю и братии обители стали приходить люди и просить, чтобы повесили у иконы их украшения в знак благодарности Пресвятой Богородице за полученные исцеления.
– Просматривая время от времени наш храмовый журнал, – рассказывает отец Петр, – я нахожу свежие записи, которые оставляют наши паломники, получившие помощь по молитве перед иконой. Мы собираем такие свидетельства, с недавних пор подобные истории нам стали присылать на монастырский сайт. Месяц назад пришло письмо с трогательной историей о том, как на протяжении многих лет супруги ждали ребенка, но шансов не было никаких – врачи сказали, что все безнадежно. После слезной молитвы у Феодоровской иконы Богородицы в Бобреневом монастыре Господь послал им ребенка. Много и других случаев благодатной помощи происходит у главного образа обители: кто исцелился от рака, кто – от пьянства, кто от греховного недуга… Врачи не могут помочь, а Богородица помогает.
Мы стараемся собирать и бережно хранить эти чудесные случаи в монастырской летописи.

Нельзя обойти стороной историю другого чтимого Феодоровского образа, который передал в нашу обитель в 2005 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Здесь нужно отметить, что с самого открытия владыка митрополит болел душой за возрождение монастыря. Однажды, посещая обитель, он пообещал, что как только будет восстановлен Феодоровский храм, то он передаст в него личную Феодоровскую икону. Эта старинная икона ярославского письма стала участницей одного исторического события: в 1972 году, когда митрополит Никодим (Ротов) покидал пост руководителя Отдела внешних церковных сношений, митрополит Ювеналий преподнес ему упомянутый образ. После смерти владыки Никодима икона хранилась в митрополичьей резиденции в Новодевичьем монастыре.

– Говорят, что и до закрытия в монастыре было две Феодоровских иконы. Две было, две пропало и чудесным образом обе иконы снова вернулись к нам. Да, они не те, что были тогда, но благодать и сила, которые от них исходят, те же. По воскресеньям в 16 часов, а также и в другие дни перед Феодоровской иконой Божией Матери мы читаем акафист, на который собирается много людей.


После чая все расходятся по классам. Со взрослыми беседует сам отец игумен, а подрастающее поколение делят на возрастные группы, в самой младшей – дети от пяти до восьми лет, в средней – от девяти до двенадцати лет, в старшей группе – от тринадцати лет и старше. Наряду с Законом Божиим и прочими духовными дисциплинами они занимаются рукоделием: осваивают вышивку, лепку, валяние из шерсти и еще многое из того, чем в обычной жизни заняться бывает некогда.
«Но кто же они, эти люди, эти прихожане столь мало известного монастыря, который и стоит-то в стороне от больших дорог, и уж никак не может состязаться с златоглавыми церквами древней Коломны, а все же манит к себе людей?» – спрашивала я себя и, не удержавшись, все-таки задала этот вопрос отцу Петру.

Осенью 2013 года в нашей обители открылась воскресная школа для детей и взрослых. Занятия начинаются с совместного чаепития после Божественной литургии. Пироги, блины пекут на месте, иногда угощения приносят с собой прихожане. Причем, и это нельзя не отметить, чаепитие проходит в очень красиво убранном помещении, уставленном старинными самоварами, с украшенной гжельской росписью посудой на полках, с занавесками в русском стиле на окнах, с настоящей печкой, увешанной вязанками трав и заплетенным в косы луком.

– Это люди, которые хотят углублять свои познания в вере и церковной жизни. Нам нужно приложить усилия, чтобы помочь им идти ко Христу, приобрести опыт молитвы, привить любовь к чтению Священного Писания, – ответил он. – Многие традиции церковного воспитания были утрачены. Но было бы желание, и все обязательно получится.

– Мне хотелось бы, чтобы дети участвовали в богослужении: пели и читали. Наша задача – дать им основные понятие о вере, о Боге, научить их молиться, привить им хороший вкус к духовной жизни. В перспективе на базе старшей группы мы хотим открыть музыкальный класс, чтобы приобщать их к музыкальной культуре, выявлять наиболее способных для участия в церковном пении. Педагогов мы готовим из прихожан. Опыт показывает, что самые лучшие педагоги получаются, когда они выходят из самой общины, – делится своими планами отец Петр. – Не забыты нами и соседние общеобразовательные учреждения. Много лет братия монастыря окормляет кадетский корпус в селе Дединово Луховицкого района. С кадетами проводятся беседы, во время больших праздников будущие защитники Отечества посещают обитель. В настоящее время завершаются работы по оборудованию молитвенной комнаты в кадетском корпусе.
Село Дединово имеет славную историю, когда-то там проживало по семь-восемь тысяч жителей, что по населению сравнимо с городом. Известно оно c древних времен. Его посещал царь Иван Грозный, царь Алексей Михайлович построил здесь первый морской корабль, на котором впервые в истории был поднят Российский флаг. Сюда приезжал Петр I перед началом строительства флота, чтобы изучить опыт своего предшественника. Дединово известно как дворцовое село, которое поставляло продукты к царскому двору. Несмотря на разрушения советского времени, на сегодня здесь официально зарегистрировано 49 памятников культуры, которые находятся под защитой государства. Это и дома, и амбары, и училище, и больница редкой архитектуры.

«В селе Дединово находятся четыре храма. Все они в очень плохом состоянии. Недавно насельник Бобренева монастыря иеромонах Макарий (Белов) стал настоятелем двух дединовских храмов. Таким образом монастырь включился в восстановление еще двух святынь. Хочется, чтобы данный процесс стал частью патриотического воспитания наших подопечных кадетов», – признался отец наместник.

Мы встретились с отцом Петром в самый разгар июльского полдня. На дворе стояла нестерпимая жара, а за стенами монастыря был совсем иной микроклимат: дул прохладный ветерок, и с кухни доносились В монастыреприятные запахи свежих огурцов, чеснока и укропа. По всему видно было, что там полным ходом идет засолка огурцов. «Вот луховицкие огурчики привезли, делаем заготовки», – вежливо объяснил игумен.
Отдельно представлять луховицкие огурчики – маленькие с пупырышками очень ароматные и даже со сластинкой – не надо. Все Подмосковье едет туда специально или с оказией и набирает их мешками. Ведь их вкус безупречен всегда – и когда ешь их свежими, и когда малосольными, и когда достаешь заветную баночку посреди студеной зимы…
«Сейчас мы оформляем участок земли для огородов, где будем выращивать для себя и паломников овощи», – прерывает мои аппетитные размышления отец настоятель. А почему бы и нет? Земли в этом районе всегда отличались особым плодородием, уж что-что, а огурчики-то, которые сейчас монастырю приходится закупать у местных жителей соседнего Луховицкого района, вырастут всегда.
«Правда, дел в монастыре всегда много, и помощь очень нужна, ведь сил братии на все не хватает – надо и службы совершать, и паломников встречать, и за хозяйством смотреть».

Тех, кто желает потрудиться в монастыре, встречают с большой радостью. Женщин размещают в небольшом гостевом доме, мужчин – в специальном корпусе, который стоит отдельно от братского. Везде нужны руки: летом только на то, чтобы окосить всю территорию, уходит два-три дня, но нужно еще и постоянно содержать ее в надлежащем порядке, за деревьями и кустами ухаживать, следить за цветами. Постороннему глазу совсем невдомек, как дается эта внешняя красота, каким нелегким трудом! А в перспективе вот еще и огороды появятся… Но отец наместник смотрит в будущее с оптимизмом, мол, с Божией помощью со всем справимся. Да и люди помогут.

Анна Панина (август 2014, специально для сайта prichod.ru


© Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь